Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 23:37

ДЕТСКИЙ МИР

Наша зверушка
каталог плагиноволимпиада
МЕНЮ
Дата
БАЛТУШКА
Поиск

Блог

Главная » 2011 » Май » 14 » Не кричи на него хотя бы неделю!
20:25
Не кричи на него хотя бы неделю!

Не кричи на него хотя бы неделю!

Целых семь дней не повышать голос на ребенка? Это невозможно! Получив от редакции новое задание, я устроила дома настоящий переворот. И хотя эксперимент удался не полностью, в итоге выиграли все.

Текст Виктории Витренко.

Уже много лет я пишу для «Единственной» статьи о взаимоотношениях детей и родителей. Общаюсь с квалифицированными психологами, читаю специальную литературу, веду полемику с мамами и папами…Но, как известно, сапожник часто бывает без сапог. Вот и я назвать себя идеальной мамой не могу даже приблизительно. И одно из моих слабых мест - привычка в стрессовых ситуациях повышать голос на детей. Холерик по натуре, я мгновенно завожусь, когда вижу, что 11-летний сын не обращает внимания на мои замечания, и повторяю просьбу на порядок громче. « Мам, опять ты кричишь», - грустно констатирует он в таких случаях. «Да! Потому что по-другому ты не понимаешь!» - оправдываюсь я. Достается порой и полуторагодовалой дочке, если слово «нельзя» она демонстративно игнорирует…

Можно ли воздействовать на ребенка, не повышая голос? Всерьез я задалась этим вопросом, когда поступила к выполнению редакционного задания: попробовать неделю не кричать на детей и доложить о результатах в письменном виде. С одной стороны, я обрадовалась: наконец-то есть стимул на практике закрепить то, о чем так часто пишу в теории. Но с другой стороны, опечалилась: это ж нужно постоянно себя сдерживать! Получиться ли у меня применить на деле те мудрые советы, которые я не единожды слышала от детских психологов? Хватит ли у меня терпения, силы воли и главное - чувства юмора, чтобы реагировать спокойно на детские шалости? Итог моего эксперимента - перед вами.

День 

Полный провал

С самого утра я чувствовала всю важность момента и демонстрировала домашним благое расположение духа. Несколько раз спокойным голосом повторила Андрею, чтобы он не забыл, как вчера, застелить постель. Доброжелательно пожурила его за неорганизованность: опять не сделал с вечера бутерброды. Когда Софийка наотрез отказалась есть овсяную кашу, покорно вздохнула и не стала заставлять. Да что там говорить, весь день я держалась молодцом, постоянно контролируя громкость своего голоса! «Мама на нас не кричит!» - радовался Андрюха. Рано радовался! Вечером, изрядно уставшая, я пыталась успокоить не на шутку разошедшихся детей. Соня методично вставляла в розетку зарядные устройства, а я учила ее, что розетка – это «ай!». Андрей играл в новую электронную игрушку. Суть игры в том, что он смотрит в мини камеру и видит на полу, стенах, кровати каких-то мелких пакостных существ, которых надо уничтожить. Ребенок в запале: «Мама, ты только глянь! Мама, помоги мне его убить!» Софийка, пользуясь тем, что я отвлеклась, хватает Андрухин свисток и, продолжая тему розетки, засовывает в него палец. Сын истошно кричит: « Мама, не давай ей мой свисток!» Я выхватываю злополучный свисток у малышки и шутливо бросаю в Андрюшу. Но по закону подлости попадаю ему прямо в глаз… Что тут началось! Комнату огласил неистовый вопль: «А-а-а, я ничего не вижу!» Тут же заревела Софийка – свисток-то забрали! И я, забыв и о задании, и об обещании, пронзительно заверещала: «Андрей, немедленно выключи игру!» «Ну у нас и дурдом», - прокомментировал муж из соседней комнаты… Через 10 минут игра была спрятана, сын спокойно читал, а дочь тихо играла. Чего, спрашивается, было так орать? Забрала бы электронную игрушку еще полчаса назад, обошлось бы без истерик. Видела же, что ребенок уже перевозбужден! Так нет, пошла у него на поводу, а в результате получилось хуже. Вывод: кричишь, когда теряешь контроль над ситуацией. Чтобы не выходить из себя, нужно четко следовать собственным правилам воспитания. Увы, сегодня у меня «незачет». Посмотрим, что будет завтра.

День 

Первые победы

На этот раз моим девизом стали знаменитые слова Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!» Я мужественно выдержала утреннее нытье сына на тему: «Я не успеваю!» Терпеливо убрала несколько луж за Софийкой, которая упорно игнорировала горшок. Съела за дочку манную кашу, обреченно глядя, как она наворачивает приготовленную для брата вермишель. До обеда все шло отлично. А вот когда Андрей вернулся из школы, начались сложности. «Не хочу супа!» - раскапризничался мой старший отпрыск. По привычке я стала уговаривать съесть хотя бы ложечку. Он сопротивлялся. Чувствуя, что нервы вот-вот не выдержат, я изменила тактику. И как можно тише произнесла: «Не ешь». Сын решил, что ослышался. «Мама, ты разрешила мне не есть суп?» «Конечно, - почти шепотом повторила я. - Но, увы, ничего другого есть тоже нельзя, даже маковой росинки. Когда проголодаешься и захочешь суп, приходи». На моем лице не дрогнул ни один мускул. Сын радостно выбежал из кухни. Стоит ли говорить, что, вернувшись с английского через два часа, он сам разогрел себе суп с аппетитом (по крайней мере, так мне показалось) поел? «Будь изобретательной!- похвалила я себя вечером.- Ищи новые пути решения проблем. И может, кричать не придется!»

 

Привычка повышать голос на детей может быть заимствована из детства, если твоя мама или бабушка воспитывали тебя только криком и угрозами.

 

День 

Маме нужен отдых!

До чего же хочется спать! София устроила яркую ночь. Теперь она мило спит, а я пытаюсь собрать себя в существо, которое называют мамой. Уставший человек раздражается вдвое, нет, впятеро быстрее. Но теперь я знаю рецепт: когда хочется кричать, нужно говорить как можно тише. И еще важно расслабиться. Не драматизировать ситуацию. Внутренне улыбнуться. «Бамц!» - обрывает мои раздумья звук бьющегося стекла. Соня стянула со стола тарелку и не удержала. А пол у на кухне кафельный, все разбивается в крошку. Смотрю на осколки тарелки и внутренне улыбаюсь. На счастье! Комментирую: «Хорошо, что не банку с вареньем». А еще сегодня мне нужно поработать. Но это нереально. Старшему предстоит помочь с французским которого я сама не знаю. Спасает переводчик в Googl. Но младшенькая, едва завидев светящейся монитор компьютера, лезет на стол, чтобы постучать по клавишам и подергать мышку. При этом дети синхронно ноют. Дурдом… Я вздыхаю и молчу. Я глотаю крик. Я говорю очень-очень тихо. Дети прислушиваются. Кажется, они стали внимательнее к моим просьбам! «Пора спать!», - шепчу я. «Но завтра выходной!» - сопротивляется Андрей. «Титай!» - протягивает книжку София. «Титаю». Через полчаса повторяю: «Время идти в кроватку!» - «Мама, ну еще немножко!» - «Титай!». Еще через полчаса препираний из моего рта все-таки предательски вырывается командно-строевое: «Спа-ать!» «Ты кричишь»,-констатирует муж. «Да!» - я уже не сдерживаюсь. – Да! Потому что я не выспалась и устала! Потому что я целый день занималась детьми и хозяйством!» Это уже истерика… Схватив в охапку Софийку, иду в постель без выводов.

День 

Включаю чувство юмора

Андрея забрали бабушка с дедушкой. Муж дома: он гуляет и играет с Софийкой. Я отдохнула. Чтобы оставаться спокойной, мне даже не приходиться прилагать усилий: для крика нет поводов! Житейские мелочи вроде разлитого супа или рассыпанной крупы воспринимаются философски. В отсутствие брата Соня по-хозяйски исследует его комнату. Залазит во все шкафчики и разбрасывает содержимое, непременно хочет сидеть за его столом и рисовать. Что ж , усаживаю милое дитя на стул, кладу перед ним лист бумаги, ручку… И вспоминаю, что вот-вот закипит чайник. Прошло всего пару минут, пока я заваривала чай. София увлеченно рисует. Я подхожу к столу и холодею: тонкая паутинка и веселые каракули украшают табель брата, который она достала из лежавшего на краю стола дневника. «А-а-а!» Это не я! Это кто-то в моей голове. А я молчу. В конце концов, сама виновата, что оставила девочку без присмотра. Как там я говорила, не драматизировать? Зову мужа, и мы смеемся над ситуацией вместе. «Может, пусть и дневник заодно разрисует? То-то брат обрадуется», - шучу я. Звоню учительнице: ничего страшного, новый табель стоит всего 3 гривны. А я чуть окончательно не сорвала эксперимент из-за такой мелочи! Остается открытым лишь один вопрос: как отреагирует на Сонины художества Андрей? Надеюсь, как и мы, посмеется!

 

День 

Все при деле

Это самый тяжелый день. Потому что все толкутся в квартире и привычный распорядок дня нарушается. А когда сбит режим, маленькие дети становятся невменяемыми. Софийка носится по комнатам, гоняясь с игрушечным мечом за братом, и я понимаю, что уложить ее днем спать вряд ли удастся. От наведенного вчера порядка остались жалкие следы. Вспоминаю свою куму. У нее трое. Чтобы совладать со своими сорванцами, она постоянно придумывает совместные акции: «Лепим вареники», «Шьем кукол», «Готовим праздничное печенье», «Рисуем открытки». «Давайте сделаем пиццу», - предлагаю я. И вот уже вся семья при деле. Муж чистит овощи, которые Соня складывает в миску. Я замешиваю тесто. Андрей браво натирает сыр. Весело и в то же время спокойно. А главное, результат превзошел все ожидания! Пицца получилась – пальчики оближешь. Но почему все убегают из кухни? Назад! Вместе готовили – вместе и убирать. Ведь и уборка может быть веселой. Правильно организованный процесс – вот он, секрет спокойствия! Тогда мама так не вымотается, как если бы хваталась за все сама. А дети с удовольствием помогут: им очень нравится что-то делать без принуждения. И еще. От совместных дел получаешь мощный позитивный заряд, который помогает сохранять равновесие. Никакого крика!

 

День 

Испытание на площадке

Мы с Соней встречаем Андрея после уроков. Он без настроения. Делится школьными новостями: его пересадили за первую парту, оценок не ставили, «домашки» задали много… На детской площадке жуткая грязь и лужи. Софийка хочет кататься на мокрых качелях, крутить ржавую карусель и бегать по скользкому теннисному столу. Не пустит – заплачет. Пустить – будет похожа на чучело. «Ладно, постираю!» - решаю я в пользу правильного воспитания. Дочь от радости срывается с места и тут же шлепается в огромную лужу. Лицом вниз. А потом рыдает, растирая грязными кулачками песок по щекам. Фоном этого действия служит рефрен: «Мама, купи мне, пожалуйста, хоть что-то. Мама, мне так грустно! Хоть чупа-чупс. Купи!» Но меня голыми руками уже не возьмешь! Я спокойно вытираю Соню влажными салфетками. Потом разрешаю Андрею купить соломки. Довольный, он носится по площадке, изображая из себя индейца, визжит, залазит на самую вершину башни – и нечаянно обрызгивает грязью стоящего внизу мальчика. «Утихомирьте своего сына! – грозно говорит миловидная бабушка в черном кудрявом пальто. – Разве так можно? Никакого воспитания!» Я чувствую, что закипаю. Рот уже открывается, чтобы крикнуть: «Андрей, успокойся-я-я!» Но… я же теперь не кричу на детей. «Извините, пожалуйста, - я от души улыбаюсь. – У него было шесть уроков, и он наконец-то вырвался на волю». «А-а, - вдруг понимающе отвечает хозяйка кудрявого пальто и обрызганного мальчика. – Ну тогда понятно. Пусть бегает!»

 

Почему мы повышаем голос?

Виолетта Левина, семейный психолог

Надо разделять: почему кричим (причина) и для чего (цель). Главная причина – это усталость нервной системы. Внутренних ресурсов не хватает, чтобы спокойно «переварить» ситуацию, защитные силы не срабатывают – и мы повышаем голос.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Чаще отдыхать. Брать кого-то в помощь. Хотя бы пару раз в неделю надо «вырываться на свободу». Маме важно осознать, что дети не позволят ей работать дома: они искренне считают, что мама для того и существует, чтобы всегда заниматься исключительно ими. Так что работать можно, только когда они спят, а все остальное время уделять им. Теперь разберемся, для чего мы кричим. Ответ прост: чтобы быть услышанными. Но если дети не хотят нас слышать – это потеря авторитета, и его нужно восстанавливать. Мама может кричать, когда она четко формулирует то, чего хочет от ребенка, и не умеет поощрять его при правильном исполнении. Поощрение – это улыбка, похвала: «Умница! Хорошо!», сказанная именно в ту секунду, когда того требует ситуация. Но не еда или подарки! Также учитывайте, что дети до двух лет на голосовой запрет не реагируют.

День 

Закрепляем результаты

Мы с сыном договорились так: каждую просьбу я повторяю не более двух раз. На третий он получает легкую затрещину. На первый взгляд, непедагогично. Но до затрещин не доходит. Побаивается моего угрожающего вида. А мне не приходится кричать. В особых случаях я пишу ему записки: «Вытри пыль», «Полей цветы», «Пора делать уроки». Эти записки заменяют повышенный голос. К тому же они висят у него перед глазами, напоминая об ожидающих делах.

Если провинилась Софийка, я спокойно ей говорю: «Ай-яй-яй! Иди в угол». Она знает, где «ее» угол, и, сокрушенно повторяя «ай-яй-яй!», направляется к месту наказания. Постоит там пару минут и выходит на свободу. Думаю, она понимает, что поступила плохо. Кстати, я заметила, что старший очень хорошо может занимать младшую. Главное, найти дело, интересное обоим. Например, рисование. И еще сын с вдохновением учит Софийку чему-то новому. Только нельзя мешать им своими нотациями. А то старшенький начинает обижаться, что я не даю ему возможности почувствовать себя учителем. А я в эти светлые минуты могу набросать несколько строк…

Вечером, если я чувствую, что сильно раздражена, оставляю всех и ухожу в ванную. 15 минут под теплым душем – и я вновь в форме. Эти пятнадцать минут ничего не решают, зато после времени, посвященного себе, любимой, у меня есть силы одаривать любовью близких…

Еще я стала больше нагружать родных домашней работой. У нас нет услуг! Каждый убирает за собой сам. Конечно, над этим пунктом придется еще поработать, но ведь начало положено! Результаты впечатляющие. Дети стали заметно спокойнее. Ведь я почти не кричу. Почти – потому что, когда объясняю им что-то во второй, третий, энный раз, в голосе иногда все же появляются повышенные нотки. Не могу от них пока избавиться. Но честно стараюсь. Не все сразу, господа! Я верю, что отделаюсь от привычки кричать… Однако не буду врать – это сложно. Нужна постоянная работа над собой. Но ведь никто и не обещал, что будет легко. Терпение, терпение и еще раз терпение, чего и вам искренне желаю!

 

Стоит почитать

К.Прайор. Не рычите на собаку. Эта книга о том, как обучать кого угодно-животное, человека, самого себя – и чему угодно. Без крика. Основная идея: научиться управлять своей жизнью, замечая в людях и явлениях больше хорошего, чем плохого. Легко сказать, но легко ли сделать? Уверенности в своих силах после прочтения точно прибавится!

 Источник: журнал "Единственная"

 

Категория: Для родителей | Просмотров: 721 | Добавил: NIKA | Теги: книга, К.Прайор. Не рычите на собаку., дети, все про деток | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный домик
Гость, мы рады вас видеть! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Партнерка
WMmail.ru - сервис почтовых рассылок
Архив записей
Реклама
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Теги

    Copyright MyCorp © 2024