Не
кричи на него хотя бы неделю!
Целых
семь дней не повышать голос на ребенка? Это невозможно! Получив от редакции
новое задание, я устроила дома настоящий переворот. И хотя эксперимент удался
не полностью, в итоге выиграли все.
Текст Виктории Витренко.
Уже много лет я пишу для «Единственной»
статьи о взаимоотношениях детей и родителей. Общаюсь с квалифицированными
психологами, читаю специальную литературу, веду полемику с мамами и папами…Но,
как известно, сапожник часто бывает без сапог. Вот и я назвать себя идеальной
мамой не могу даже приблизительно. И одно из моих слабых мест - привычка в
стрессовых ситуациях повышать голос на детей. Холерик по натуре, я мгновенно
завожусь, когда вижу, что 11-летний сын не обращает внимания на мои замечания,
и повторяю просьбу на порядок громче. « Мам, опять ты кричишь», - грустно
констатирует он в таких случаях. «Да! Потому что по-другому ты не понимаешь!» -
оправдываюсь я. Достается порой и полуторагодовалой дочке, если слово «нельзя»
она демонстративно игнорирует…
Можно ли воздействовать на ребенка, не
повышая голос? Всерьез я задалась этим вопросом, когда поступила к выполнению
редакционного задания: попробовать неделю не кричать на детей и доложить о
результатах в письменном виде. С одной стороны, я обрадовалась: наконец-то есть
стимул на практике закрепить то, о чем так часто пишу в теории. Но с другой
стороны, опечалилась: это ж нужно постоянно себя сдерживать! Получиться ли у
меня применить на деле те мудрые советы, которые я не единожды слышала от
детских психологов? Хватит ли у меня терпения, силы воли и главное - чувства
юмора, чтобы реагировать спокойно на детские шалости? Итог моего эксперимента -
перед вами.
День
Полный провал
С самого утра я чувствовала всю
важность момента и демонстрировала домашним благое расположение духа. Несколько
раз спокойным голосом повторила Андрею, чтобы он не забыл, как вчера, застелить
постель. Доброжелательно пожурила его за неорганизованность: опять не сделал с
вечера бутерброды. Когда Софийка наотрез отказалась есть овсяную кашу, покорно
вздохнула и не стала заставлять. Да что там говорить, весь день я держалась
молодцом, постоянно контролируя громкость своего голоса! «Мама на нас не
кричит!» - радовался Андрюха. Рано радовался! Вечером, изрядно уставшая, я
пыталась успокоить не на шутку разошедшихся детей. Соня методично вставляла в
розетку зарядные устройства, а я учила ее, что розетка – это «ай!». Андрей
играл в новую электронную игрушку. Суть игры в том, что он смотрит в мини
камеру и видит на полу, стенах, кровати каких-то мелких пакостных существ,
которых надо уничтожить. Ребенок в запале: «Мама, ты только глянь! Мама, помоги
мне его убить!» Софийка, пользуясь тем, что я отвлеклась, хватает Андрухин
свисток и, продолжая тему розетки, засовывает в него палец. Сын истошно кричит:
« Мама, не давай ей мой свисток!» Я выхватываю злополучный свисток у малышки и
шутливо бросаю в Андрюшу. Но по закону подлости попадаю ему прямо в глаз… Что
тут началось! Комнату огласил неистовый вопль: «А-а-а, я ничего не вижу!» Тут
же заревела Софийка – свисток-то забрали! И я, забыв и о задании, и об
обещании, пронзительно заверещала: «Андрей, немедленно выключи игру!» «Ну у нас
и дурдом», - прокомментировал муж из соседней комнаты… Через 10 минут игра была
спрятана, сын спокойно читал, а дочь тихо играла. Чего, спрашивается, было так
орать? Забрала бы электронную игрушку еще полчаса назад, обошлось бы без
истерик. Видела же, что ребенок уже перевозбужден! Так нет, пошла у него на
поводу, а в результате получилось хуже. Вывод: кричишь, когда теряешь контроль
над ситуацией. Чтобы не выходить из себя, нужно четко следовать собственным
правилам воспитания. Увы, сегодня у меня «незачет». Посмотрим, что будет
завтра.
День
Первые победы
На этот раз моим девизом стали
знаменитые слова Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!» Я мужественно
выдержала утреннее нытье сына на тему: «Я не успеваю!» Терпеливо убрала
несколько луж за Софийкой, которая упорно игнорировала горшок. Съела за дочку
манную кашу, обреченно глядя, как она наворачивает приготовленную для брата
вермишель. До обеда все шло отлично. А вот когда Андрей вернулся из школы,
начались сложности. «Не хочу супа!» - раскапризничался мой старший отпрыск. По
привычке я стала уговаривать съесть хотя бы ложечку. Он сопротивлялся.
Чувствуя, что нервы вот-вот не выдержат, я изменила тактику. И как можно тише
произнесла: «Не ешь». Сын решил, что ослышался. «Мама, ты разрешила мне не есть
суп?» «Конечно, - почти шепотом повторила я. - Но, увы, ничего другого есть
тоже нельзя, даже маковой росинки. Когда проголодаешься и захочешь суп,
приходи». На моем лице не дрогнул ни один мускул. Сын радостно выбежал из
кухни. Стоит ли говорить, что, вернувшись с английского через два часа, он сам
разогрел себе суп с аппетитом (по крайней мере, так мне показалось) поел? «Будь
изобретательной!- похвалила я себя вечером.- Ищи новые пути решения проблем. И
может, кричать не придется!»
Привычка повышать голос на
детей может быть заимствована из детства, если твоя мама или бабушка
воспитывали тебя только криком и угрозами.
День
Маме нужен отдых!
До чего же хочется спать! София
устроила яркую ночь. Теперь она мило спит, а я пытаюсь собрать себя в существо,
которое называют мамой. Уставший человек раздражается вдвое, нет, впятеро
быстрее. Но теперь я знаю рецепт: когда хочется кричать, нужно говорить как
можно тише. И еще важно расслабиться. Не драматизировать ситуацию. Внутренне
улыбнуться. «Бамц!» - обрывает мои раздумья звук бьющегося стекла. Соня стянула
со стола тарелку и не удержала. А пол у на кухне кафельный, все разбивается в
крошку. Смотрю на осколки тарелки и внутренне улыбаюсь. На счастье!
Комментирую: «Хорошо, что не банку с вареньем». А еще сегодня мне нужно
поработать. Но это нереально. Старшему предстоит помочь с французским которого
я сама не знаю. Спасает переводчик в Googl. Но
младшенькая, едва завидев светящейся монитор компьютера, лезет на стол, чтобы
постучать по клавишам и подергать мышку. При этом дети синхронно ноют. Дурдом…
Я вздыхаю и молчу. Я глотаю крик. Я говорю очень-очень тихо. Дети прислушиваются.
Кажется, они стали внимательнее к моим просьбам! «Пора спать!», - шепчу я. «Но
завтра выходной!» - сопротивляется Андрей. «Титай!» - протягивает книжку София.
«Титаю». Через полчаса повторяю: «Время идти в кроватку!» - «Мама, ну еще
немножко!» - «Титай!». Еще через полчаса препираний из моего рта все-таки
предательски вырывается командно-строевое: «Спа-ать!» «Ты
кричишь»,-констатирует муж. «Да!» - я уже не сдерживаюсь. – Да! Потому что я не
выспалась и устала! Потому что я целый день занималась детьми и хозяйством!»
Это уже истерика… Схватив в охапку Софийку, иду в постель без выводов.
День
Включаю чувство юмора
Андрея забрали бабушка с дедушкой.
Муж дома: он гуляет и играет с Софийкой. Я отдохнула. Чтобы оставаться
спокойной, мне даже не приходиться прилагать усилий: для крика нет поводов!
Житейские мелочи вроде разлитого супа или рассыпанной крупы воспринимаются
философски. В отсутствие брата Соня по-хозяйски исследует его комнату. Залазит
во все шкафчики и разбрасывает содержимое, непременно хочет сидеть за его
столом и рисовать. Что ж , усаживаю милое дитя на стул, кладу перед ним лист
бумаги, ручку… И вспоминаю, что вот-вот закипит чайник. Прошло всего пару
минут, пока я заваривала чай. София увлеченно рисует. Я подхожу к столу и
холодею: тонкая паутинка и веселые каракули украшают табель брата, который она
достала из лежавшего на краю стола дневника. «А-а-а!» Это не я! Это кто-то в
моей голове. А я молчу. В конце концов, сама виновата, что оставила девочку без
присмотра. Как там я говорила, не драматизировать? Зову мужа, и мы смеемся над
ситуацией вместе. «Может, пусть и дневник заодно разрисует? То-то брат
обрадуется», - шучу я. Звоню учительнице: ничего страшного, новый табель стоит
всего 3 гривны. А я чуть окончательно не сорвала эксперимент из-за такой
мелочи! Остается открытым лишь один вопрос: как отреагирует на Сонины
художества Андрей? Надеюсь, как и мы, посмеется!
День
Все при деле
Это самый тяжелый день. Потому что
все толкутся в квартире и привычный распорядок дня нарушается. А когда сбит
режим, маленькие дети становятся невменяемыми. Софийка носится по комнатам,
гоняясь с игрушечным мечом за братом, и я понимаю, что уложить ее днем спать
вряд ли удастся. От наведенного вчера порядка остались жалкие следы. Вспоминаю
свою куму. У нее трое. Чтобы совладать со своими сорванцами, она постоянно
придумывает совместные акции: «Лепим вареники», «Шьем кукол», «Готовим
праздничное печенье», «Рисуем открытки». «Давайте сделаем пиццу», - предлагаю
я. И вот уже вся семья при деле. Муж чистит овощи, которые Соня складывает в
миску. Я замешиваю тесто. Андрей браво натирает сыр. Весело и в то же время
спокойно. А главное, результат превзошел все ожидания! Пицца получилась –
пальчики оближешь. Но почему все убегают из кухни? Назад! Вместе готовили –
вместе и убирать. Ведь и уборка может быть веселой. Правильно организованный
процесс – вот он, секрет спокойствия! Тогда мама так не вымотается, как если бы
хваталась за все сама. А дети с удовольствием помогут: им очень нравится что-то
делать без принуждения. И еще. От совместных дел получаешь мощный позитивный
заряд, который помогает сохранять равновесие. Никакого крика!
День
Испытание на площадке
Мы с Соней встречаем Андрея после
уроков. Он без настроения. Делится школьными новостями: его пересадили за первую
парту, оценок не ставили, «домашки» задали много… На детской площадке жуткая
грязь и лужи. Софийка хочет кататься на мокрых качелях, крутить ржавую карусель
и бегать по скользкому теннисному столу. Не пустит – заплачет. Пустить – будет
похожа на чучело. «Ладно, постираю!» - решаю я в пользу правильного воспитания.
Дочь от радости срывается с места и тут же шлепается в огромную лужу. Лицом
вниз. А потом рыдает, растирая грязными кулачками песок по щекам. Фоном этого
действия служит рефрен: «Мама, купи мне, пожалуйста, хоть что-то. Мама, мне так
грустно! Хоть чупа-чупс. Купи!» Но меня голыми руками уже не возьмешь! Я
спокойно вытираю Соню влажными салфетками. Потом разрешаю Андрею купить
соломки. Довольный, он носится по площадке, изображая из себя индейца, визжит,
залазит на самую вершину башни – и нечаянно обрызгивает грязью стоящего внизу
мальчика. «Утихомирьте своего сына! – грозно говорит миловидная бабушка в
черном кудрявом пальто. – Разве так можно? Никакого воспитания!» Я чувствую,
что закипаю. Рот уже открывается, чтобы крикнуть: «Андрей, успокойся-я-я!» Но…
я же теперь не кричу на детей. «Извините, пожалуйста, - я от души улыбаюсь. – У
него было шесть уроков, и он наконец-то вырвался на волю». «А-а, - вдруг
понимающе отвечает хозяйка кудрявого пальто и обрызганного мальчика. – Ну тогда
понятно. Пусть бегает!»
Почему мы повышаем голос?
Виолетта Левина, семейный
психолог
Надо разделять: почему кричим
(причина) и для чего (цель). Главная причина – это усталость нервной системы.
Внутренних ресурсов не хватает, чтобы спокойно «переварить» ситуацию, защитные
силы не срабатывают – и мы повышаем голос.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Чаще отдыхать. Брать
кого-то в помощь. Хотя бы пару раз в неделю надо «вырываться на свободу». Маме
важно осознать, что дети не позволят ей работать дома: они искренне считают,
что мама для того и существует, чтобы всегда заниматься исключительно ими. Так
что работать можно, только когда они спят, а все остальное время уделять им.
Теперь разберемся, для чего мы кричим. Ответ прост: чтобы быть услышанными. Но
если дети не хотят нас слышать – это потеря авторитета, и его нужно
восстанавливать. Мама может кричать, когда она четко формулирует то, чего хочет
от ребенка, и не умеет поощрять его при правильном исполнении. Поощрение – это
улыбка, похвала: «Умница! Хорошо!», сказанная именно в ту секунду, когда того
требует ситуация. Но не еда или подарки! Также учитывайте, что дети до двух лет
на голосовой запрет не реагируют.
День
Закрепляем результаты
Мы с сыном договорились так: каждую
просьбу я повторяю не более двух раз. На третий он получает легкую затрещину.
На первый взгляд, непедагогично. Но до затрещин не доходит. Побаивается моего
угрожающего вида. А мне не приходится кричать. В особых случаях я пишу ему
записки: «Вытри пыль», «Полей цветы», «Пора делать уроки». Эти записки заменяют
повышенный голос. К тому же они висят у него перед глазами, напоминая об
ожидающих делах.
Если провинилась Софийка, я спокойно
ей говорю: «Ай-яй-яй! Иди в угол». Она знает, где «ее» угол, и, сокрушенно
повторяя «ай-яй-яй!», направляется к месту наказания. Постоит там пару минут и
выходит на свободу. Думаю, она понимает, что поступила плохо. Кстати, я
заметила, что старший очень хорошо может занимать младшую. Главное, найти дело,
интересное обоим. Например, рисование. И еще сын с вдохновением учит Софийку
чему-то новому. Только нельзя мешать им своими нотациями. А то старшенький
начинает обижаться, что я не даю ему возможности почувствовать себя учителем. А
я в эти светлые минуты могу набросать несколько строк…
Вечером, если я чувствую, что сильно
раздражена, оставляю всех и ухожу в ванную. 15 минут под теплым душем – и я
вновь в форме. Эти пятнадцать минут ничего не решают, зато после времени,
посвященного себе, любимой, у меня есть силы одаривать любовью близких…
Еще я стала больше нагружать родных
домашней работой. У нас нет услуг! Каждый убирает за собой сам. Конечно, над
этим пунктом придется еще поработать, но ведь начало положено! Результаты
впечатляющие. Дети стали заметно спокойнее. Ведь я почти не кричу. Почти – потому
что, когда объясняю им что-то во второй, третий, энный раз, в голосе иногда все
же появляются повышенные нотки. Не могу от них пока избавиться. Но честно
стараюсь. Не все сразу, господа! Я верю, что отделаюсь от привычки кричать…
Однако не буду врать – это сложно. Нужна постоянная работа над собой. Но ведь
никто и не обещал, что будет легко. Терпение, терпение и еще раз терпение, чего
и вам искренне желаю!
Стоит почитать
К.Прайор. Не рычите на собаку. Эта книга о
том, как обучать кого угодно-животное, человека, самого себя – и чему угодно.
Без крика. Основная идея: научиться управлять своей жизнью, замечая в людях и
явлениях больше хорошего, чем плохого. Легко сказать, но легко ли сделать?
Уверенности в своих силах после прочтения точно прибавится!
Источник: журнал "Единственная"
|