Организовывать своё время - для взрослых привычное занятие, хотя и не
все справляются эффективно. Для деток же эта «наука» - совсем не из
лёгких. Впервые это можно заметить в дошкольном возрасте, когда
начинается посещение детского сада, и в начальной школе, на первых порах
организации учебного процесса. Но мы в силах им помочь и подготовить
успешных, организованных будущих взрослых.
Усвоение временных понятий
Обучению ориентации во времени необходимо уже уделять внимание в
дошкольном возрасте. Именно это станет залогом развития в личности таких
качеств, как собранность, точность, целенаправленность,
организованность. А они помогут ребёнку добиваться большего в обучении и
обычной жизни.
Среди задач формирования временных навыков у детей специалистами
выделяются умения определять и измерять время, воспринимать длительность
временных отрезков, а также изменять темп собственной деятельности в
зависимости от имеющегося времени. Кроме того, ребёнок должен научиться
верно обозначать время в речи. Ощущение времени поможет ему планировать,
регулировать свои действия на основе временных отрезков.
Сначала детки «учатся времени» через ощущение, потом через восприятие,
далее через представление. Т. Рихтерман утверждает, что к двум годам
дети понимают, что некоторые события быстро происходят, а другие они
ожидают. Потом, кроме настоящего времени, малыш уже начинает выделять
прошлое и будущее. Далее освоение времени требует взрослого
вмешательства.
В связи со спецификой мышления, очень сложно познакомить ребёнка
маленького возраста с тем, что нельзя представить перед ним визуально.
Время не материально, но оно «движется» необратимо. Даная ситуация
ставит перед детьми вопрос, насколько оно вообще существует. Поэтому
важно конкретизировать для малыша временные единицы и их отношение в
повторяющейся деятельности, жизненных событиях. Это должно происходить
на основе личного опыта ребёнка, в разнообразных видах деятельности, при
демонстрации часовых приборов.
На первых этапах, не соотнося ощущение времени с реальным временным
течением, дети накапливают знания о понятиях «сначала», «потом»,
«вчера», «сегодня», «завтра», информацию о сезонах года. Чаще это
происходит через опыт своего проживания, поддерживаемый развитием речи и
мышления. Для более активного восприятия времени, которое лишь попутно
событиям, необходимо на нём акцентировать внимание деток. Помните, что
это восприятие происходит с огромным трудом и крайне неустойчиво.
Части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь» для детей могут быть
различимы больше по содержанию деятельности в эти периоды. Чёткий
распорядок дня помогает ребёнку в формировании этих реальных знаний. К
примеру, подготовительный режим дня за 1-1,5 месяца до начала посещения
садика, а после и уже само посещение даст возможность более предметно
знакомить малыша со временем. Полезно для ребёнка проговаривание плана
действия на день с акцентом на части суток. Эффективно показывать малышу
эмоциональные, яркие картинки с разной деятельностью деток, взрослых,
мульт-персонажей и с обозначением суточного отрезка. Понимание следует
контролировать с помощью вопросов ребёнку о времени суток и
соответствующей ему деятельности. Чем чаще вы будете повторять в речи
временные отрезки, поясняя их, тем более прочную основу создадите для
знаний ребёнка. Деткам постарше время суток можно связать с явлениями
природы («солнышко встаёт» и т.п.). В этом освоении подкрепляют также
эмоции от тематических стихов, рассказов.
По утрам можно проговаривать с детьми и дни недели, спрашивая названия
дня сегодняшнего, предыдущего и следующего. Дни недели можно обозначать и
как пять рабочих дней, и два выходных (объяснение через деятельность).
Возможно, стоит пояснить причину их названия, например, «понедельник» -
первый, а «вторник» - второй, «среда» - средний день и т.д.
Существуют и такие временные понятия, как «быстро» и «медленно». Их
хорошо осваивают дети в соревнованиях, конкурсах. Важно восприятие
ребёнком и понятий «до», «после», «сначала», «потом». Можно составлять с
ним рассказы с использованием этих слов, а далее уже следить за его
самостоятельной расстановкой понятий. Более совершенно их освоить
ребёнок сможет в младшем школьном возрасте.
Месяцы и их последовательность хорошо помогает запоминать старая добрая
сказка «Двенадцать месяцев» С. Маршака. После освоения понятий
«неделя», «месяц», «год», нужно научить понимать их соотношение. Времена
года красочно описываются в стихах, загадках для деток. Можно подобрать
наиболее интересные, разобрать их с ребёнком. Считается, что усвоение
времён года лучше проходит в парах: лето-зима, весна-осень. Важно
показать их целостность в году, их равность, используя, к примеру, круг с
расчерченными секторами соответствующих временам года цветов.
Необходимым средством обучения в осознании времен года и их соотношения с
природными явлениями будут правильные вопросы, стимулирующие интерес
ребёнка. К примеру, «что с листьями деревьев происходит осенью?», «что
меняется в жизни птичек осенью?». Считается, что к концу дошкольного
возраста ребёнок должен знать о зависимости от времён года основных
изменений в неживой природе, в жизни животных.
Установление знаний о днях недели, месяцах позволит ознакомить ребёнка с
календарём. Будет важен его вид, например, соответствующий временам
года. Можно показать ребёнку и праздники в нём. Знание календаря к 6-7
годам будет хорошей помощью в приучении ребёнка к школьному распорядку.
Знакомство с единицами времени (минутами, часами, сутками…) должно
происходить как познание системы, в которой мера одной единицы состоит
из единиц предыдущей. Важно и осознание непрерывности времени. Обычно
сначала показывают длительность 1-й, 3-х, 5-ти, 10-ти минут с помощью
песочных часов, секундомера. Стоит дать почувствовать это время через
деятельность, предлагая задания с назначением времени. Необходимо
хвалить ребёнка, если он какое-то задание успевает сделать за минуту.
Для того, чтобы показать, что время может иметь разную наполненность
действиями в зависимости от его управления, можно предложить ребёнку
собрать за минуту то количество игрушек, которое он успеет, а потом
показать сколько сможете собрать вы. Конечно, важна разница в количестве
игрушек за одно и то же время. Скорее всего, эти знания не будут
применены сразу ребёнком, но всё равно отложатся.
Последовательное познание минут происходит в сравнении с объемом
выполняемых действий за 1 минуту и за 3 и т.д. С 5 минут можно
использовать какие-то наглядные часы, показывая этот интервал по
черточкам. Кстати, в продаже встречаются специальные детские часы с
обозначением только минут. 10 минут, как правило, осваивается по
заданиям, акцентируя внимание на прохождение черточек часов за это
время, за их двойное расстояние по 5 минут.
Часы можно учить по макетам. Попросите ребёнка одну стрелку (большую)
поставить на 12, а маленькую перемещать, вспоминая о действиях, которые
он привык выполнять в это время. Передвижение большой стрелки по 5 минут
покажет составление часа из минут. Можно считать эти передвижения по 3
интервала – это будут четверти часа. Далее также поясняют 30 минут как
половину часа – полчаса. Важно часто связывать деятельность ребёнка с
часами. Это поможет ему чувствовать время, чтобы им управлять.
Исследования показывают, что большинство детей 6 или 7 лет ещё не до
конца осваивают временные понятия: дни недели (их последовательность),
соотношение месяцев с временами года, с большинством праздничных дат и
др. Но направленное, организованное обучение может улучшить эти
показатели. Как уже отмечалось, большое значение будет иметь освоенный
ребёнком режим дня в детсаду, а после и представление о школьном режиме
на подготовительных курсах. Стимулирование, интересный, системный подход
сыграют ведущую роль в освоении сложных временных понятий, в обучении
«пользования временем».
|